Буддийская философия включает как теорию, так и практику. В основном, большинство буддийских стран практикуют Тераваду или Махаяну. В Махаяну входит эзотерическое учение Ваджраяны. Йога сновидений - одна из практик или учений Ваджраяны буддизма, как оказывается, весьма тесно связана со школой Виджнянавадинов или Йогачаров Махаяны.
Обычно мы думаем о человеческих существах и мире как о двух отдельных вещах. В действительности вы не сможете отделить себя от своего мира. Сансара вырастает из дуальности "мой мир и я". Один поддерживает другого: объект поддерживает субъекта, а субъект зависит от объекта; Йога сновидений строится на основе их безусловной нераздельности.
Философы всегда задавали вопросы: "Что такое вселенная? Что есть реальность? Что есть это переживание?" В четвертом столетии Асанга и Васубандху заявили, что мир есть проекция ума. Наш ум проецирует вселенную. Слово "ум" не используется ими в обычном смысле. Для них "ум" является более глубоким основополагающим, откуда вырастают общепринятые мир и ум. Подобным же образом наше сознание или осознавание подобны зеркалу, воспроизводящему изображение внутри себя. Этот вид осознавания не обязательно является "осознаванием некоторой вещи". Объект в качестве отдельного не принадлежит ни к чему иному, кроме себя. Объект не пребывает где-то еще, кроме как в осознавании. Все наши жизненные переживаниия включены или отражены внутри осознавания.
Обычно мы думаем о человеческих существах и мире как о двух отдельных вещах. В действительности вы не сможете отделить себя от своего мира. Сансара вырастает из дуальности "мой мир и я". Один поддерживает другого: объект поддерживает субъекта, а субъект зависит от объекта; Йога сновидений строится на основе их безусловной нераздельности.
Философы всегда задавали вопросы: "Что такое вселенная? Что есть реальность? Что есть это переживание?" В четвертом столетии Асанга и Васубандху заявили, что мир есть проекция ума. Наш ум проецирует вселенную. Слово "ум" не используется ими в обычном смысле. Для них "ум" является более глубоким основополагающим, откуда вырастают общепринятые мир и ум. Подобным же образом наше сознание или осознавание подобны зеркалу, воспроизводящему изображение внутри себя. Этот вид осознавания не обязательно является "осознаванием некоторой вещи". Объект в качестве отдельного не принадлежит ни к чему иному, кроме себя. Объект не пребывает где-то еще, кроме как в осознавании. Все наши жизненные переживаниия включены или отражены внутри осознавания.
Это осознавание не обязательно медитационное осознавание. Философы лишь пытались указать на то, что, какой бы вы ни имели жизненный опыт, ментальный или физический, осознанный или неосознанный, переживание происходит внутри осознавания. Они утверждали далее, что внутреннее переживание имеет своим основанием "свет", оно опирается на "свет" - без каких-то внешних источников, форм, объектов или причин... оно само озарение. Насколько оно высоко, как велико - измерить невозможно. На уровне здравого смысла мы можем иметь какие-то идеи относительно того, как и что мы переживаем. Но чувство не имеет формы, поэтому его трудно измерить. Да и сам ум, как можно увидеть, является бесформенным.
Будучи человеческими существами, мы присваиваем разные категории или качества нашим чувствам, восприятиям и продуктам познания, но эти вещи не имеют формы. Различные ментальные события находят свое объяснение в литературе по Абхидхарме; позднее более изощренные эзотерические учения объясняют, что ум и осознавание идентичны. Где ум, там и осознавание. Это не схватывающее осознавание, а озаряющее световидное качество внутри умственной сферы: сенситивный ум сам по себе есть "свет"; можно сказать, что он самосветящийся. Любой ментальный опыт - будь это счастье, радость, боль, отрицательное или нейтральное переживание, - свершается внутри ума и не выходит за его пределы.
Теперь философы спрашивают: "Что такое этот свет? Каковы его признаки, где он расположен, как его найти?" И пытаются исследовать ситуацию с максимальной тщательностью. Но чем больше они ее изучают, тем более таинственной она становится. Они почти "видят" ее... и в то же время она представляется нереальной. Очень трудно определить, реальна она или нет. Мы можем описать ее лишь утверждением: "Она кажется подобной сновидению".
Реальным является само сновидение. Можно сказать, что наше дневное переживание - всего лишь другой вид сновидения. Мы рождаемся, мы живем, работаем долгие годы; у нас то же самое тело, те же интересы, та же работа. Наши переживания длятся, длятся. До настоящего момента наши жизни подобны рефлексии на прошлое. Оказывается, память - единственная возможность удостовериться в своем прошлом опыте. Все, что нам остается, - это память. Все образы, все картины прошлого, ушедших переживаний собраны в памяти. Если же всмотреться более тщательно, то обнаруживаешь, что эти паттерны (модели) памяти очень походят на ночные сновидения.
Обычно мы думаем, что сновидение нереально, неверно, нестабильно, непостоянно. Но, когда мы в сновидении, оно представляется нам вполне устойчивым. Если человек не осознает себя (не пробуждается) внутри сновидения, тогда переживание во время ночного или дневного сновидений или прохождение области воображения оказывается "реальным" переживанием, таким, как сейчас. Когда вы в сновидении, очень не просто различить, реально оно или нет. Единственное различие, когда вы в процессе переживания, состоит в том, понимаете, реализуете ли вы его или нет. Вы, возможно, считаете, что между двумя сторонами: - "реальным" и "нереальным", дневным и ночным сновидениями - стоит стена, но любой вид переживаний, имеющий место на одной стороне, может произойти и на другой. Обе стороны имеют весьма похожие характеристики. Любое переживание, которое мы имеем, как человеческие существа, будь то страдание или счастье, наделено равной силой и как "реальное", и как "сновидение". Одно отражает другое.
Говорить об этом можно только из пробужденного состояния. Обычно мы утверждаем: "Это "дневное" сновидение", но различие только в контрасте. Когда же мы убираем стену, дневное и ночное сновидение, известное и неизвестное становятся одним.
Ну а глубже, кто же все это проектирует? Снова нужно искать... есть ли проектировщик? Трудно сказать, то ли внутреннее проецируется наружу, то ли внешнее внутрь. Что есть центр? Кто внутри? Кто снаружи? Если провести такое исследование, то не находишь ни центра, ни места.
Дневные сновидения и ночные сновидения, как оказывается, не имеют какого-либо "местонахождения". Если есть отдельное место действия, должен быть кто-то ил что-то. На это тоже следует обратить внимание. Где расположен ум? Это важно, поскольку существование или несуществование частично определяется расположением.
Если я не могу указать или найти какое-то место, где происходит это переживание, тогда я вынужден искать, откуда все происходит. Одни философы говорят: "Хорошо, все это часть майи, иллюзии". Другие: "Кто этим озабочен?" или "Есть Праматерь, которая непостижима". Третьи утверждают: "Что бы это ни было - это за пределами наших способностей измерять и постигать".
Философы Йоги сновидений не комментируют и не используют ни тех, ни других толкований. Они просто говорят: "реальное" - то же самое, что сновидение. С одной точки зрения, сновидение реально, с другой - нереально. Но реальное или нереальное - это зависит только от наших субъективных теорий, концепций и ярлыков. Если я спрашиваю: "Откуда приходят мои внутренние картины и образы? Где находится ум?" - некоторые из вас могут сказать: "На заднем плане у меня философия или теория, и я верю так, а не иначе", или: "Я следую этой системе". Но одна лишь теория еще не есть переживание. Обычно мы говорим: "Роза - это роза" - без дальнейшего анализа. Я вижу, идентифицирую и называю ее - это роза. Но если один уберет цвет, другой проведет химический анализ, третий устранит запах и лепестки и так далее... где же роза?
Когда-то йоги поднимались в горы, располагаясь в узких ущельях. Там они пели, громко говорили... а затем слушали. Тотчас же на все сказанное приходил ответ, эхо. Они слушали и спрашивали: "Кто отвечает?" Бывало, что они отправлялись к чудесным озерам и наблюдали отражение, и концентрировались на нем: откуда в действительности это происходит? Вы можете проделать такое же упражнение в сновидении. Так же спрашивают и философы Йоги сновидений: "Откуда берется мой ум? Куда идет мое сознание и осознавание? Есть ли где-то этому место? Конечны ли они в пространстве, как материя, форма и энергия? Откуда приходят вещи изначально?"
Философы Йоги сновидений говорят, что ум не имеет ни "куда", ни "откуда"... и все же происходит так, что что-то случается... "подобно сновидению". Ночью мы можем видеть сны о том, что делали в течение дня. Мы можем определить некоторое переживание, но откуда оно происходит? Говорят: "Из вашего коллективного бессознательного". Или: "Образы - это символы различных переживаний и проекций". Или: "Сегодня в своих сновидениях вы повторно испытываете прошедший опыт, чтобы разрешить свои конфликты". Есть много возможностей, но этими объяснениями все еще пытаются описывать реальность в соответствии с точкой зрения, которая сама лежит внутри сновидения.
Йога сновидений практиковалась на протяжении долгих времен. Почему? Потому что весь мир обременен проблемами и каждый имеет свои проблемы: что-то неблагополучно, неуравновешенно, неудовлетворительно... внутренние конфликты, несчастный или нездоровый ум... достаточно часто или даже всегда. "Основная причина в том, - говорят философы Йоги сновидений, - что вы верите в это и считаете, что эта реальность истинна. Вы всерьез верите в то, что ваша субъективная точка зрения реальна и неизменяема". Итак, я принимаю свою реальность всерьез, но и нахожу также, что она не удовлетворяет моим желаниям и ожиданиям. Я расставляю свои идеи определенным образом в соответствии с весьма специфическими узкими взглядами. Я зафиксировал, закрепил идеи счастья и т.д. Если реальность им не соответствует, я сражаюсь и страдаю.
Когда вы поняли, что ваше переживание - лишь часть сновидения, а сновидение не есть ни устойчивая, ни окончательная реальность, тогда вам уже нет нужды рассматривать свою жизнь как серьезную проблему. Если вы поняли это всецело и совершенно, даже болезненные переживания или ментальные конфликты становятся только частью сновидения. Вам совсем не обязательно мучиться от своих собственных интерпретаций. Вы освобождаетесь от зажатости, становитесь более гибкими. Когда же вы пробудились к такому переживанию, все кажется подобным сновидению... ум ваш - сновидение, восприятие - сновидение, удовольствие или счастье - тоже сновидение. Сновидение включает все.
Итак, когда вы целиком и полностью реализуете это, вы еще можете ощущать боль, но уже более не отождествляетесь с психологической болью или страхом, основанным на ваших концепциях, так как вы сами включены в сновидение. Я - не только субъект или проектирующий и наблюдающий образы, но и включен в картину. Я наблюдатель, но и наблюдатель тоже наблюдает меня. Субъект и объект включены в сновидение.
Но мы тем не менее все еще думаем, что сновидение принадлежит кому-то или что это некоторое отдельное переживание. Это - лишь иная двойственность, другой концептуальный внутренний диалог, когда мы различаем - это опыт сновидения, а это переживание реальности. Мое внутреннее осознавание, опыт или суждение вовсе не должны принадлежать определенному месту. Вы не можете показать, откуда приходит переживание, изнутри или снаружи. Как судья, так и суждение являются составной частью сновидения. Мое сознание, моя способность строить концепции - все включено в сновидение. Когда мы поймем это, тогда примем, поверим в то, что внешний мир и мир идей и образов ума одно и то же.
Зачем нам пытаться понять сновидение? Когда вы устраните страх, двойственность, привязанность, озабоченность, алчность и отрицательность, вы обнаружите, что ваше переживание не столь серьезно, как вы думали. Изменится ваша личность, и улучшатся отношения с другими и с миром. Большинство наших человеческих трудностей создается небезопасным отождествлением: страстным желанием, убеганием, борьбой. Мы оказываемся столь серьезно вовлеченными в ситуации двойственности, которые перед этим построили в своем уме, что не в состоянии выйти из них. Мы утрачиваем гибкость осознавания, ответственность и положительность. Но когда принимается идея того, что то и другое сновидение являются чем-то нереальным, неверным, далеким, что оно не есть часть нашего мира, тогда ночное и дневное время становятся равноценными и едиными, состояние сознания в сновидении - не отделенным от бодрственного сознания. Вы и другие, любовь и ненависть, тот, кто проецирует, и проекция, вы и ваш мир - все становится нераздельным.
Когда вы реализуете это состояние, вы его уже не потеряете. Иногда мы говорим: "Вы можете стать просветленным". Просветление - это тоже часть состояния сновидения. Оно не имеет ни истока, ни начала, ни конца: оно не может быть утрачено. Поэтому нам нет необходимости идти куда-то еще, чтобы найти его. Реальность, Божественная природа, Абсолютная Истина или, можно сказать, здоровый ум пребывают здесь.
Если вы практикуете видение всего, как в равной степени пребывающего внутри сновидения, вы сможете взрастить здоровый, сбалансированный ум. Может возникнуть мысль: "Если я достигну реализации, понимания того, что все есть сновидение, я могу потерять работу, дело, свой умственный багаж!" Не подвергайте свой ум внушению. Что бы вы уже ни делали, все - часть этого же сновидения. Вам не нужно отправляться жить куда-то в другое место или радикально менять стиль своей жизни. Просто внимательно смотрите сон. Все, что мы думаем в каждое мгновение, есть сновидение! Любое проявление, любая деятельность или любое переживание уже пребывают внутри этого сновидения. Мы ничего не можем спрятать, ничего сделать такого, что бы ни явилось частью сновидения.
Поскольку вы есть часть сновидения, весь ваш мир в целом: ваши ум, чувства, сознание, познавательные способности - тоже часть сновидения. Нагарджуна и другие философы учат, что иллюзия сама по себе является частью опыта просветления. Особенно хорошо осознают это Бодхисатвы. Будды и Бодхисатвы - это те, кто упорно работают, чтобы все чувствующие существа не имели ни ментальных, ни физических лишений. Они понимают, что все есть часть сновидений, и трудятся, чтобы показать нам, что мы спим. Освобождение означает пробуждение к этому сознанию и постижение того факта, что все, пребывающее по обе стороны стены, едино. Никакого разделения не существует.
С древнейших времен, от каменного века до настоящего момента, весь цивилизованный мир, его идеи, культура, его прогресс отражают развитие человеческого осознавания. Теперь нам следует посмотреть, откуда берется само осознавание. Мы можем попытаться внутренне пристально всмотреться в то, как возникают и формируются наблюдаемые качества, и при этом не утратить осознавания. Попробуйте вглядеться, рассмотреть, как отражаются образы в вашем наблюдающем осознавании. Затем понаблюдайте, как эти образы становятся чем-то еще. Большую часть времени мы не видим, как это случается - "что-то просто случается". На пути медитации можно понять, что само осознавание имеет разную плотность, различные уровни, понять то, как образы выстраиваются перед лицом осознавания. Само осознавание создает образы, которые "замерзают" и становятся "реальными", когда мы отождествляемся с ними, оно является самостимулирующим и самопитающим. Как только образ затвердевает, осознавание начинает отражать прошлые действия или определенные прошлые переживания. Итак, прошлые переживания отражаются осознаванием, дозволяющим возникнуть различным живым образам, которые затем застывают и составляют нашу отдельную точку зрения на реальный мир.
Проследите утром, когда вы просыпаетесь, как утрачивается этот образ, возникший во сне. Мы не помним точно, но между образом сна и реальностью бодрствования есть некоторое звено. Кажется, как будто что-то "плавает" между ними. Но то, как это происходит, ускользает от нас. Вот почему с древних времен существуют особые методы, помогающие уловить это звено и продолжить поток от сна к бодрствованию. Когда вы поймете (реализуете), что все заключено внутри сновидения, не теряйте этого качества видения или внутреннего подлинного осознавания. Удерживайте живой эту подлинную перспективу, у вас есть возможность проснуться внутри сновидения.
Польза практики сновидения заключается в уравновешивании ума и снабжении питанием осознавания. Подобно родителям, заботящимся о пище для своего ребенка, каждое переживание утоляет голод нашего сознания. Итак, перед сном, прежде чем уснуть, не старайтесь слишком энергично концентрироваться, не напрягайтесь... иначе можете не уснуть. Просто не теряйте своего осознавания. Только ум может себя исцелить, но прежде очень мягко нам следует обучить свой ум, как если бы учили ребенка. Лучший способ освободить ум - полностью снять напряжение, дышать очень мягко, нежно и ровно. Устройтесь поудобнее: никаких забот, никаких тревог, никаких мыслей. Позвольте расслабиться голове, шее и мускулам. Оставьте все прошедшие переживания и позвольте всему затихнуть, замедлиться так, чтобы ваш ум стал очень спокойным. Затем без усилия умело наблюдайте, как возникают и исчезают образы. Вы можете войти в сновидение, не теряя своего "бодрственного осознавания".
Психологически сновидения могут иметь множество символических интерпретаций... возможно даже вскрыть все свои предыдущие жизни. Но не это цель Йоги сновидений. Мы пытаемся выяснить, что такое сновидение, что такое реальность на самом деле. Иначе мы бесконечно долго можем говорить о том, какие символы лежат позади образов и тому подобное, но это не так уж важно. Вместо этого мы должны понять, в чем различие между этой реальностью и той... они могут оказаться одинаковыми.
С этого момента, что бы вы ни делали, что бы ни говорили, принимайте любое переживание, как сновидение. Когда вы гуляете, разговариваете, пьете, едите, думаете, стремитесь к чему-то, испытываете неудовлетворение - все, что вы делаете, - все это внутри сновидения. "Я во сне, ты во сне, мы во сне". Смеешься или плачешь - все во сне. Нет ничего иного, кроме сновидения. Дневное бодрственное состояние и ночное сонное состояние в равной степени являются сновидением. Не старайтесь "ничего фиксировать, просто отпустите себя и оставайтесь свободным. Что бы ни почувствовали, принимайте это просто как сновидение. Ваша личность или образ себя, ваши собственные психологические проявления и внутренние диалоги, что бы ни было внутри вас - все есть часть сновидения. Мир, картины, цвета, ваше тело, одежда, пища, постель - все, что вам принадлежит, - все есть часть этого сна. Просто примите это. Ваш ум - сон, ваше тело - сон, ваши чувства - сон, ваши концепции - сон; все это часть сна. Вы не найдете ничего другого, кроме сновидения.
Тартанг Тулку Ринпоче
______________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Все бы ничего, но самоназвание автора, производное от жлоба - самая худшая само-характеристика.
ОтветитьУдалить